Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели массовый опрос профессорско-преподавательского состава вузов о развитии онлайн-среды в условиях коронавирусной инфекции.
В масштабном исследовании отношения преподавателей к дистанционному образованию в условиях резкого изменения их профессиональной деятельности и организации личной жизни приняли участие 58612 респондентов. После прохождения отбора опрошено 33987 преподавателей, или около 15% всей генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава.
Результаты исследования показали, что преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Скептический настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин (например, технические и экспериментальные), так и консервативными взглядами на природу обучения.
Преподаватели формально лояльно относятся к происходящему, принимают переход на дистанционное образование. Однако велика степень внутреннего, латенного неприятия дистанционного образования во всех направлениях подготовки, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя.
В опросе зафиксировано две позитивные социальные характеристики профессионального сообщества вузовских преподавателей: принятие государственной политики противодействия коронавирусной инфекции и наличие навыков и умений работы в онлайн среде, компьютерной грамотности:
- серьезной или скорее серьезной называют текущую ситуацию 77% опрошенных; 91% ответивших соглашаются с тем, что предпринимаемые вузом меры необходимы и достаточны;
- 83% опрошенных практически постоянно находятся в онлайн-среде посредством мобильных и стационарных устройств; 75% опрошенных оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях в целом выше, чем у коллег. Данные опроса указывают на уверенность преподавателей в пользовании интернетом и освоенность онлайн-среды большинством из них.
Вместе с тем, резкий переход на дистанционное образование, слом привычного образа жизни, разрушение сложившегося распорядка дня, в котором распределены не только во времени, но и пространстве работа и отдых, привели к возникновению стресса и, как следствие, неприятия дистанционного образования:
- 66% преподавателей указывают, что им не нравится работать дома;
- у 34% преподавателей дома нет места для комфортного ведения занятий;
- у 85,7% преподавателей стало меньше свободного времени, возникло представление о росте рабочей нагрузки;
- 87,8% считают, что свои занятия лучше проводить в очном формате.
На принятие дистанционного образования в большей степени влияют отношения в семье и личные предпочтения работы из дома.
Таким образом, текущий радикальный переход на дистанционное образование вызывает неприятие (или недовольство) преподавателей, которое в большей степени связано не с уровнем квалификации, а разрушением привычного уклада жизни и необходимостью иначе рассматривать свое рабочее место, искать индивидуальные подходы к обучению.
Наиболее адаптированы к вызовам дистанционного образования: преподаватели, разделяющие либеральные взгляды на процесс обучения (большая свобода преподавателям и студентом в выборе форматов обучения) и более дисциплинированные и привычные к исполнению поручений представители военных дисциплин. Не исключено, что подобная реакция связана с резким, практически одномоментным переходом на непривычные формы работы, когда большинство преподавателей еще не обладали необходимыми онлайн-навыками и вынуждены были проходить «нулевой цикл» в их освоении. Вероятно, с приобретением подобных навыков и развитием необходимой инфраструктуры ситуация может измениться.
Основной запрос преподавателей сводится к трем составляющим:
- материальная (обеспечение компьютерной техникой и программными средствами);
- коммуникативная (среда для общения, необходимая и достаточная для поддержания удаленного обучения, включения в коллектив и поддержания высокого уровня обучения);
- организационная (снижение бюрократического давления и предоставление большей свободы в выборе средств и методов обучения).
С изменением образования в сторону индивидуализации и подстройки под каждого студента соглашаются 36,5% опрошенных, не соглашаются 46,1%. С увеличением свободы преподавателя в выборе способов и приемов обучения соглашаются 41,5%, не соглашаются 42,8%. Среди тех, кто видит будущее высшего образования как сферу свободных и индивидуализированных форматов передачи знания, доминируют те, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение и надеются, что качество образования в результате улучшится.
В качестве основных угроз, связанных с невозможностью либерализации образования, перехода на дистанционный формат, называют:
1) спад мотивации студентов к обучению;
2) нехватку у студентов навыков и умений для поддержания дисциплины и усердия в дистанционном обучении;
3) эмоциональные срывы как студентов, так и преподавателей;
4) рост нагрузки на преподавателей;
5) отсутствие в системе образования индивидуального подхода, обезличенность;
6) невозможность контролировать уровень знаний;
7) ограничение в ряде направлений (прежде всего, технических, математических) на дистанционную передачу знаний
8) формализация процессов образования, склонность к шаблонным, унифицированным решениям.
Также по результатам исследования:
96,2% преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования.
91,0% преподавателей считают достаточными меры, принимаемые в их учебных заведениях.
87,8% преподавателей считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате.
67,0% преподавателей не соглашаются с тем, что большинство лекций и семинаров через год будут переведены в онлайн формат.
53.2% преподавателей проходили за последний месяц курсы по ведению онлайн обучения.